Бизнес Инкубатор "Инкубис"(СПбГМТУ)
Алексей Салтыков Адвайзер Бизнес-инкубатора «ИНКУБИС»
14 мин на чтение

Главное, чтобы у всех в команде была мотивация

Приложение Smart Price помогает покупателям искать лучшие цены в продуктовых магазинах. В нем можно создавать выгодные корзины, сканировать чеки, искать определенные товары и обмениваться мнениями о продуктах. Основателями проекта стали Андрей Щелоков и Павел Илющенко, в их команде программисты Михаил Клементьев и Иван Соколов, аналитик Дарья Васина. И, хотя работа над приложением не прекращается, ребята делятся с нами своими результатами.

С: Расскажите, как родилась идея проекта?

Павел Илющенко: Все началось с желания сэкономить на покупках. Цены на одни и те же продукты в разных магазинах заметно отличаются, но мало кто ходит за молоком в один магазин, а за хлебом — в другой. Сравнивать общую стоимость покупок и разницу на глазок — невозможно. И вот, мы подумали, что хорошо бы иметь какое-нибудь приложение, которое сможет подсказать самый выгодный вариант по всему твоему списку, а не просто по акциям.

Мы не делали никакое исследование рынка при этом. Просто ни Андрей, ни я не смог вспомнить, есть ли что-то подобное в сторах (прим.ред. Google Play и Apple Store), поэтому решили сделать свое. И свои силы проверить, и людям помочь.

Фото (слева направо): Алексей Салтыков, Андрей Щелоков, Павел Илющенко

С: Когда появился проект и команда?

Андрей Щелоков: Мы с Пашей знаем друг друга еще с первого курса, вместе учимся на кафедре вычислительной техники и информационных технологий в Корабелке (прим.ред. ИИТ СПбГМТУ). С нашим бизнес-инкубатором и его директором Алексеем Салтыковым мы знакомы с октября 2017 года. Тогда мы выступали на хакатоне по когнитивным технологиям Watson от IBM как команда Института информационных технологий. Там мы впервые действительно поняли, что значит команда, потому что хакатон, на самом деле, это испытание не на крутость программистов, а на умение эффективно работать вместе.

После хакатона мы где-то месяц обсуждали идею, но дело не двигалось. Тогда и решили пойти в Инкубис.

С: С чего вы начали работу над приложением?

Андрей Щелоков: Я стал техлидом в команде. Вообще, мы начали не с приложения вовсе! Первоначально мы писали простенький телеграм-бот. Мы учили его сканировать QR-коды с чеков, а осенью 2017 года мы запустили его в работу. На первый спринт (прим.ред. промежуток рабочего времени в системе Scrum) мы просто фотографировали свой чек и отправляли его в чат, а в ответ получали список продуктов с ценами. Потом бот "рассказывал", где товар можно было купить дешевле, опираясь на имеющуюся базу. Скоро мы поняли, что нам нужно больше данных.

Бот стал усложняться — он уже сам обрабатывал чеки, собирал и сохранял данные обо всех покупках, которые мы совершали. Звучит просто, но фактически все это требовало уже серьезных вычислительных мощностей, развертывание полноценной базы данных и виртуальной машины.

Павел Илющенко: В какой-то момент функционал бота просто перестал нас удовлетворять – хотелось посмотреть историю покупок, создать список до похода в магазин, проанализировать траты… В рамках одного маленького телеграм-бота это невозможно. Решили, расширяемся! Вот так и появилось приложение на Android, доступное для скачивания из Google Play, которое мы и теперь постоянно обновляем и развиваем дальше.

Интерфейсы приложения


С: Как менялся функционал от бота к приложению?

Андрей Щелоков: Начинали мы с системы сбора данных, получали чеки напрямую от покупателей. То есть по-сути создали программу-рекомендацию, типа «уже купил, но мог бы купить дешевле». Когда мы все же изучили рынок, то поняли, что существует множество приложений для сравнения цен в магазинах, однако ни одно из них не делает персонализацию на точках продаж, магазинах пользователя. Так мы изменили подход к функционалу, и стали сравнивать товары не просто между собой, а в привязке к конкретным супермаркетам.

Так, например, появилась авторизация. Без нее тоже, кстати, можно, например, просканировать чеки, посмотреть товары и сравнить по разным магазинам. Но вот авторизованному пользователю становится доступен полный функционал: перечень цен по практически всем торговым точкам Петербурга и Москвы, функция отложенной корзины, то есть возможность планировать свои покупки заранее, а еще функция избранных товаров. Изменение цен на избранные продукты приложение отслеживает отдельно, и, как только кто-то из пользователей его покупает дешевле, вы получаете push-уведомление.

Сейчас мы предоставляем практически персональные рекомендации по выгодным покупкам в Smart Price. Если пользователь активно использует приложение, по нашим оценкам, экономия на покупках порой достигает 35%. Мы снижаем затраты за счет всей корзины товаров, подбирая самое выгодное сочетание по магазинам, при этом включая персональные предпочтения и рекомендации. Такого нет ни у кого!

Павел Илющенко: Кстати, у нас еще есть внутренняя система рангов. Все пользователи начинают со звания юнги, постепенно их ранг повышается. Так скажем, игровая форма должна вовлекать в процесс. Мы планируем развивать эту тему.

С: Какова аудитория проекта, кто ваши пользователи?

Павел Илющенко: Изначально мы делали приложение для себя, так что, во-первых, аудитория — это мы. Постепенно наши друзья и знакомые начали пользоваться Smart Price, чтобы помочь пополнить базу данных, например. Потом приложение вышло в Google Play и пользователи стали самыми разными. Сегодня мы наиболее полно анализируем данные по Санкт-Петербургу и Москве, так что наши пользователи — жители крупных городов.

Если говорить о перспективах вообще, то нам "подходят" пользователи интернета со смартфонами, от 18 до 60 лет, все те, кто покупает еду в супермаркетах и магазинчиках у дома. Такую аудиторию в России можно оценить в 73 миллиона человек. Рынок большой.

С: Есть ли конкуренты на рынке?

Андрей Щелоков:

Конечно, у нас есть конкуренты. Но наша позиция на рынке строится на современной микросервисной архитектуре, особенной интеллектуальной системе. Это нишевая история, мы отточили ее настолько, что тоже можем быть чьими-то конкурентами. В онлайне все соперничество происходит между стратегическими операторами. В борьбу за место под солнцем мы стараемся не лезть, хотя, если будут предложения, то готовы попробовать побороться в партнерстве с кем-нибудь серьезным.


С: Как вы наладили полноценную работу в своей молодой команде?

Андрей Щелоков: В целом мы уже научились работать, так сказать, в плановом режиме. Вот в начале это был полный хаос, мы не были уверены в технологиях и самом проекте. Но Алексей Валентинович помог нам все разложить "по местам", подготовить первое описание проекта, собрал людей, которые дали нам рекомендации по технологиям, которые потребуются в проекте, полезные советы и свое видение. Наиболее ценные рекомендации и стек технологий мы получили из Маунтин-Вью, Кремниевой долины, от Антона Никитина, технического директора одной из софтверных компаний. Признаюсь, нам понадобилось какое-то время, чтобы основательно подучить матчасть: в программировании, в управлении, в формировании продукта. Благодаря менторам и экспертам, которым мы показывали проект в Инкубисе, мы избежали ошибок, которые похоронили бы наш проект. Часто они нас попросту поддерживали. Когда рядом с тобой знающие люди и профессионалы, и они говорят, что все будет круто, отступать уже не хочется.

Павел Илющенко: У нас была забавная ситуация. Когда мы фактически закончили приложение и уже были в одном шаге от запуска на маркет, нам никак не удавалось избавиться от определенных ошибок в коде. Мы спросили Алексея Валентиновича, что нам с этим делать? И тогда к нашей работе подключился Константин Малышев, технический директор одной из Санкт-Петербургских IT-компаний, и показал несколько серьезных ошибок в архитектуре. И вот, вылечить такое никак не получится. Было принято непростое решение откатить приложение до базового функционала и в таком виде выпустить его в продакшн. Затем предстояло переписать 85% приложения. Это сейчас нам кажется забавным, но тогда за этим трудным решением стояли около года работы и десятки тысяч строк кода! Но мы все же это сделали.

С: Поделитесь, какая же у вас система монетизации приложения?

Андрей Щелоков: Мы долго над ней думали. В инкубаторе предположили, что единственная возможная для нас модель — бесплатная. Так и оказалось: поскольку мы студенты, нужно много времени уделять времени учебе, создавать бизнес "наполовину" трудно. Но мы движемся вперед. Серьезно размышлять о монетизации мы будем ближе к защите дипломов.

С: А как сейчас вам удается совмещать работу в стартапе и университет?

Андрей Щелоков: Мы учимся на бюджете. Думаю, если делаешь C2C-продукт, то совмещать работу над проектом и учебу — не проблема.

Павел Илющенко: Вообще-то мы не только ходим на лекции, но и самих проводим занятия, работаем сейчас в инкубаторе с командами новых проектов. Помогаем им пройти путь, который нам дался совсем нелегко! Студенческое окружение помогает быть на волне. На кафедре каждый работает над собственными проектами и помогать друг другу для нас это нормальная история. Это мотивирует разбираться и учиться.

Логотип и слоган приложения

С: Какие планы на дальнейшее развитие?

Андрей Щелоков: Учиться и продолжать делать свой стартап. У нас сейчас в планах запуск предиктивной аналитики: это когда не вы планируете свою покупку, а приложение само составляет для вас список с учетом ваших прошлых покупок, геоданных.

Наша основная задача — сделать полностью кастомизированное решение под пользователя. Мы работаем с большими данными, но нужно давать рекомендации под каждого клиента, все должно меняться в зависимости от его возможностей и задач, скидочных карточек и кэшбэка. Хотим сделать в идеале индивидуальный продукт, но на общей технологической базе. Поэтому мы собираемся максимально все автоматизировать, чтобы, условно, данные поступали к нам, мгновенно обрабатывались, и готовый результат получался с минимальными участием человека, потому что это долго и дорого, и неудобно.

К концу года мы планируем в два раза расширить команду за счет data-scientists, чтобы добавить в приложение эффективное использование больших данных. Также мы планируем выпустить версию на iOS. Мы набираем разработчиков из студентов, многому учим сами, главное, чтобы у всех в команде была мотивация работать над проектом. У нас вот она есть.