Бизнес Инкубатор "Инкубис"(СПбГМТУ)
Алексей Салтыков Адвайзер Бизнес-инкубатора «ИНКУБИС»
7 мин на чтение

Идея

Как любое приключение начинается с порога, так и любой успех начинается с идеи. Где же ее искать?

Я часто встречаю людей, которые называют себя стартаперами. При этом они владеют автомойками и магазинами. К сожалению или к счастью, модное слово «стартап» не всегда означает то, что хочется слышать бизнесменам.

Стартап – это малое инновационное предприятие, которое возникает не эволюционным образом, а революционным. Когда рождается то, чего никогда не было, нечто совершенно иное и новое, мы можем смело говорить о стартапах. Когда открывается новая очередная булочная – это бизнес. Эти два явления отличаются не только аудиторией, на которую они способны повлиять. Идея, которая лежит в их основе, а также методы мышления, которые приводят к таким идеям – вот еще одна особенность стартапов.

Что из того, что появилось нового в нашем мире за последние годы, мы можем назвать революционным стартапом? Смартфоны, интернет, социальные сети, электронные платежи, нейротехнологии, виртуальную реальность… А какая новая технология могла бы оказать на нашу жизнь такое же огромное влияние, как то, что делает нас другими каждый день? Обмен мыслями, телепортация?! Надеюсь, теперь вы понимаете масштабность задачи поиска идеи для стартапа!

Существует два подхода к созданию инновационных бизнес-идей. Первый и наиболее часто встречающийся – это ситуационный подход.

Пример. У нас уже разработана технология распознавания изображений. Тут же возникает куча идей: создать программы для поиска лиц людей (как у FindFace, ушедших теперь служить государственным интересам), поиска номеров машин, товаров, услуг и так далее. Но в основе всех этих решений лежит неизменившаяся технология распознавания.

Ситуационный подход — это процесс масштабирования однажды созданной технологии. Эти новые продукты, конечно, будут решать существующие проблемы. Однако им не стать звездой новой эры, а вам таким образом не стать Илоном Маском.

Так, современный существующий искусственный интеллект (artificial intelligence) масштабирует идею аж 1943 года. Мы усложняем процессы, создаем новые компании, пользователи получают удобства, а компании прибыль. Но этот интеллект не является мыслящей машиной, как бы вам не хотелось верить, что Алиса от Яндекса действительно вас понимает.

О проблеме AI и возможном пути решения пишет Джеф Хокинс в книге «Об интеллекте». Почитайте, если вас интересует стартап в этой сфере.

Второй, встречающийся наиболее редко подход – это провидение.

Идея, способная изменить мир, не рождается в кругу экспертов и консультантов. Компания Atari отказалась от идеи Стива Возняка (создателя Macintosh) из-за «отсутствия в новинке коммерческой перспективы». Вы можете себе такое представить? Недавно капитализация Apple достигла триллиона долларов. Эксперты часто ошибаются.

Идея-провидение вызывает на первых порах отвращение и подвергается гонению. Общество испытывает разумный страх перед новым неизвестным миром, это природа человека. Если у вас есть на примете пара-тройка идей, проведите простой тест, а именно - спросите друзей, как им ваши идеи. Если 5 из 5 посоветовали вам бросить все это – смело беритесь за работу. Верно и обратное, если пятеро нашли вашу идею великолепной, не тратьте время! По меньшей мере сто человек уже ее реализовали, а вы просто забыли погуглить.

Задумавшись над финансовым успехом Apple и тем, сколько инвестиций изо дня в день привлекает Кремниевая долина, не спешите перебирать свои идеи в голове. Начинать стартап ради денег - не самая хорошая затея. Лучшим мотиватором является искреннее желание изменить мир. Те, кто хочет зарабатывать деньги, должны открывать булочные и автомойки. Тем более стартап потребует от вас личных инвестиций. Так что решите, ради чего вы хотите создавать новое.

Трудно работать над инновационной идеей ночами в гараже, например, семейному человеку, продолжая трудиться днем в цеху по две смены подряд. Именно поэтому существуют бизнес-инкубаторы, вроде нашего. Мы создаем инфраструктуру для поддержки и развития стартапов, комфортные условия существования на время воплощения идеи в прототип и тестирования его на рынке. Команда людей, которым реализовывать стартапы не впервой, помогут начинающим продумать план и не совершить большинство ошибок из-за которых погибают даже самые лучшие идеи.

Салтыков Алексей, директор бизнес-инкубатора Инкубис