Бизнес Инкубатор "Инкубис"(СПбГМТУ)
Алексей Салтыков Адвайзер Бизнес-инкубатора «ИНКУБИС»
5 мин на чтение

«Управляй!» по канбану

Система управления проектами Канбан (от японского «кам» — визуальный и «бан» — карточка) – простой и надежный инструмент, придуманный японцами. Ее можно использовать в командой работе и в одиночку, в маленьких проектах и средних проектах. Подойдет для стартапов, бизнеса, простейшего отслеживания процесса любой работы, даже пресловутого Саморазвития.

Многие из вас, сами того не зная, используют канбан в своей жизни. Обычно это выглядит как стикеры на холодильнике или пробковая доска в комнате, где крепят заметки «Не забудь!». Но иногда мысленной галочки напротив дела-в-голове не хватает, и тогда на помощь приходит канбан.

«Сейчас объясню» — кадр из сериала Silicon Valley (HBO)

Его главные инструменты – визуализация и самоудовлетворение. Изначально эта система была создана для рабочих завода автомобилей Toyota. В основе лежит идея бережливого производства (lean production), в которой производители стараются быстро выявлять дефекты, сократить время на сборку и, соответственно, уменьшить финансовые затраты.

Канбан – слабо формализованная система (но все же не гибкая): в ней нет жестких ролей, ограничений по времени. Важны лишь общая цель, этапы ее достижения и эффективность команды.

Эта концепция оказалась успешной и быстро утекла в другие сферы бизнеса, в том числе в разработку и IT. Давайте же разберемся, как пользоваться этой системой.

Ваш канбан может быть физическим (доска с клейкими бумажками) или цифровым.

План действий

  1. Доску делим на несколько основных колонок:
    • «Новые» - задачи в очереди
    • «Текущие» - задачи в процессе
    • «Выполненные» - готовые задачи
  2. Выписываем основные задачи (маленькие листочки как раз помогают избежать лишних деталей) и располагаем их в подходящую колонку.
  3. Работаем!

В ходе работы задачки перетаскиваются в разные колонки, их можно помечать «цветными маркерами важности», убирать, дополнять и делать с ними все, что следует.

Несколько лайфхак-советов!

Располагайте карточки в колонке по приоритету – от высокого к низкому. Выделите на доске область для срочных задач. Добавляйте в колонки значение «максимального количества задач»: так вы избежите задержки в задачах и переработки. Выполните одно, а затем другое – ваше новое золотое правило. Делайте доску на месяц и отслеживайте прогресс.

Если вы выбрали цифровой канбан, обратите внимание на trello.com –приложение и сайт для личного и группового использования (это не реклама). Красивые фоны и легкие механики, вложения и чек-листы – это то, за что лично я люблю Трелло. Ну а еще он бесплатный. Если вы только начинаете заниматься проектами или Саморазвитием, то советую. Спустя какое-то время вам может не хватать функционала, на очень масштабных проектах, например. Но это будет потом, для начала он подойдет.

Вот так выглядит Трелло

Запомните, что именно визуальный процесс перемещения дел из списка «Идея» в список «Сделано» дает свой эффект этой системе. Физический процесс сильно влияет на восприятие мозгом человека работы. По канбану работают в Майкрософт, а еще в Инкубис (!!!).

У нас в офисе мы используем канбан и виртуальный (для работы с сотрудниками на удаленке), и физический (для работы над технологическими проектами в команде). Наши доски в стиле до/после можно посмотреть в этой вот чудесной карусели:


Интересующие вас вопросы вы всегда можете задать в комментариях или личных сообщениях.